04.05.2012

Дружба и Интернет

         Важно не то, насколько велики списки друзей на ваших страницах в социальных сетях, а то, сколько человек из этого списка являются друзьями в реальности.

          Молодой стажер Facebook Пол Батлер создал детальную карту мира, на которой указаны взаимосвязи между людьми из разных городов мира и общающихся посредством социальных сетей.

         К концу этого года пользователем Facebook будет каждый седьмой человек на этой планете. Когда количество пользователей Facebook достигнет 1 млрд. – именно «Когда…», а не «Если…» - то это, несомненно, повлечет за собой новую волну критики вопроса дружбы в социальных сетях. «Дружить с тысячами людей одновременно – это абсурд, это верный признак наступления «шатких» времен, - утверждают критики.

       Эти критические замечания подтверждаются результатами многочисленных исследований о том, что что-либо значащую дружбу можно поддерживать только с небольшим количеством людей. Согласно исследованиям Робина Данбара, английского антрополога, максимальное число людей в социальных сетях, с которыми можно стабильно поддерживать дружбу – 150 человек. Свою теорию Данбар предложил в 1992 году, и она основана на идее ограниченных возможностей неокортекса – части головного мозга, отвечающей за сознание, чувственное восприятие и язык. Недавние исследования, проведенные Twitter, показали, что такая статистика также работает и в цифровом контексте.

        Исходя из  исследований Данбара, можно сделать вывод, что вместо того, чтобы оплакивать несущественность взаимоотношений в сети Интернет с едва знакомыми людьми, на данный момент самым важным вопросом является, как цифровые технологии способствуют взаимодействию с небольшим количеством с реальными сколь либо значащими людьми в нашей жизни.

        Это можно назвать «внутренним сетевым эффектом». Сетевые эффекты обычно используются для описания геометрических отношений между размером и ценностью коллектива. Сеть с наибольшим содержанием является наиболее полезной, крупные сети склонны расти еще больше независимо от того, присоединяют ли они больше людей (как в случае с Facebook или Twitter) или предлагают продукты или услуги (как в случае с Amazon или eBay).

         Однако на этом фоне возникает другая потребность: потребность в простоте и безопасности контакта с выбранной группой. Именно этот внутренний сетевой эффект хотел использовать Google при недавнем создании социальной сети Google Plus, которая разделяет все контакты по различным группам взаимодействия. Открытым остается вопрос, может ли Google вообще надеяться на то, чтобы сравняться с Facebook? Но концепция «внутренней сети» уже доказала свою популярность через такую форму общения как обычные текстовые сообщения.

         Даже миллионы пользователей Facebook блекнут на фоне шести миллиардов пользователей мобильными телефонами по всему миру. Согласно исследованиям компании Nielsen в Америке средний подросток отправляет и получает более чем 3300 текстовых сообщений каждый месяц, более, чем шесть сообщений каждый час бодрствования каждый день, или одно сообщение каждые десять минут.

       Краткость, удобство и контроль играют здесь важную роль. Самое ценное для пользователей мобильных устройств, наверное, является монопольный доступ. Знание номера личного мобильного телефон намного более ценная форма контакта, чем через страницу Facebook, электронную почту или Twitter. Такое общение включает в себя только очень узкий круг людей – друзей, родственников коллег. Это является внутренней сетью жизни человека. И эта сеть постоянна, это не миллионы незнакомцев и едва знакомых людей онлайн, что стало центром революции социальных коммуникаций, которая продолжается уже на протяжении двух десятков лет.

        На одной из конференций один бизнесмен  из Индии рассказывал о важности мобильного телефона в его стране, где существует около 900 миллионов активных аккаунтов, превышает количество которых только один миллиард  аккаунтов в Китае. Общая сумма оборотов просто ошеломляюща. Кроме того, в такой стране как Индия мобильные коммуникации носят революционный характер, так как в этой стране  использование мобильного телефона позволяет выделить друг друга из толпы.

       Самыми важными характеристиками мобильного телефона в такой стране как Индия являются не доступ к интернету, наличие камеры или музыкального проигрывателя, а продолжительность жизни батареи и встроенный фонарик, так как в целом в стране имеются проблемы с электропитанием и в связи с чем – частым отсутствием света. Помимо этого, здесь важно иметь возможность поддерживать связь с дальними и близкими родственниками, коллегами – то есть людьми, которые наиболее важны для вас как в личном, так и в профессиональном плане, и поэтому важен вид связи, который надежен, безопасен и ненавязчив. Все остальное – Facebook и другие чудеса интернет-технологий – мелочи.

       Подумайте: многие из нас испытывают стресс, когда мы остаемся без своих мобильных телефонов даже на короткое время. Почему некоторые люди требуют, чтобы их хоронили вместе с полностью заряженными мобильными телефонами? Может ли это быть так, потому что для них самой наибольшей жизненной необходимостью является (являлась) возможность отправить сообщение или сделать звонок?

       Технологии, кажется, берут над нами верх. В том плане, что мобильные телефоны становятся своего рода продолжением нашего сознания и тела, а не простым инструментом, так как они являются обещанием постоянной связи с членами внутренней сети пользователя.


Возврат к списку