06.05.2011

Главное не проморгать собственную монополию

Монополия. Часто ли в последнее время вы слышали, что какая-либо фирма является монополистом? А когда говорят монополия, наверняка вспоминается «ГазПром» единственный владелец газа на территории страны или негласная монополия «Единой России» на политическую власть.
  В привычном для нас понимании, монополия – это крупная корпорация, деятельность которой обычно строго регламентируется государством и которая выступает единственным поставщиком на необходимые услуги, отвечающей нуждам потребителей.


  Но в современном мире такие огромные корпорации скорее исключение. И следуя выводам специалистов, рано или поздно им придет конец. Ведь аналитики бизнеса говорят, что монополия – это контроль над определенным рыночным пространством, в течение определенного времени. Вывод напрашивается сам собой, любая монополия рано или поздно «умирает». Но как продлить срок жизни корпорации? И как защитить бизнес от назойливых конкурентов?


  Для начала, следует определиться с понятием «бизнес». Говоря «бизнес» в большинстве случаев подразумевается, что это лучшие товары, которые производятся и реализуются по самым низким ценам. А сами бизнесмены занимаются переманиванием клиентов и поиском новых торговых предложений. Одним словом бизнес - это жесткая конкуренция. И только в ходе такой конкуренции можно стать лидером рынка и построить монополию. 
  Но что, если это заблуждение? Неужели маленькие незначительные фирмы не имеют права на выживание?


  Исследователи и знатоки, утверждают, что именно маленькая и незначительная фирма, удовлетворяющая потребности определенного круга людей может стать действительно значимым игроком как на местом, так и на мировом рынке. Такая фирма находит для себя новую нишу, новую сферу деятельности и умело предлагает свои товары в быстро меняющемся мире. В результате чего, монополией становится предприятия, на которое ранее не обращали внимания.


  Всемирно известный пример такой монополии - Starbucks Coffee. Эта кофейня открылась посреди Нью Йорка и ничем не отличалась от множества подобных кофеен, но через несколько лет Starbucks Coffee стала монополией, насчитывающей более 17000 кофеен в 50 странах мира.


  Как же получилось так, что ничем не примечательная кофейня завоевала столь крупное монопольное пространство, обойдя такие корпорации как Максвелл Хаус, Фолгерс и Нескафе? А ведь ответ прост: компания Starbucks нашла свою уникальную нишу. В то время как вышеперечисленные фирмы боролись за дешевизну напитка, забыв о его вкусе, Starbucks предлагала кофе высшего сорта, за который сами клиенты желали переплатить 1-2 $. Сотни покупателей первого кофетерия сами желали переплачивать за вкусный и ароматный кофе, который помогает пробуждаться по утрам, забыв о более дешевых предложениях.


  Но и после того как Starbucks стал монополистом в отрасли продажи кофе, компания выбрала правильную позицию для сохранения своего бизнеса на долгие годы.


  Следует помнить, что наибольшая угроза для бизнеса – это замещающие товары. На приведенном выше примере, замещающим товаром может быть чай. Именно поэтому, менеджеры компании Starbucks, выбрав правильную политику, начали продавать в кофейнях не только вкусный кофе, но и элитные сорта чая.


  Подведем итог. Монополия – дело наживное, в котором главное не отвоевывать уже занятый и надкусанный кусок пирога, стоит найти и занять собственную, еще никем не освоенную нишу, а вместе с ней и рынок, и аудиторию, и финансы. Тут главное эту самую нишу не проморгать, ведь зачастую она бывает прямо перед носом.


Возврат к списку