02.04.2012

Usability или "удобство пользования"

Слово «usability» означает на английском «удобство пользования». В настоящее время оно активно используется в сфере оптимизации сайтов, и юзабилити – это степень удобства сайта в обращении. В свою очередь под этим подразумевается, что пользователь должен свободно перемещаться по сайту, не задумываясь о своих действиях. Другими словами, если пользователю приходится напрягать мозг, чтобы совершить то или иное действие на сайте, то велика вероятность того, что он просто-напросто покинет сайт. Следовательно, задача разработчиков сайта заключается в том, чтобы оптимизировать сайт, и он соответствовал принципам юзабилити в максимальной степени.

        Большой ошибкой владельцев сайта является то, что многие думают, что для повышения юзабилити нет необходимости в лишних затратах. Что, мол, это дело простое, почему бы просто не обратиться за советом к друзьям в социальных сетях или на форумах. Однако на практике они получают массу ненужных и бесполезных советов, которые только сбивают с толку, а бесплатно им помочь вызовутся, скорее всего, только новички. Ваш сайт – это лицо вашего бизнеса, и в него также нужно вкладывать определенные ресурсы, как и в любой другой сектор вашего бизнеса.

       Однако вовсе необязательно впадать в другую крайность и думать, что повышение юзабилити - это дорогостоящее удовольствие. Конечно же, такие крупные компании как Microsoft или IBM используют для этого колоссальные финансовые и человеческие ресурсы. Но это что касается только крупных компаний. Удобство интерфейса – это вещь неизмеримая, так как определение конкретной прибыли на каждый затраченный рубль дело нелегкое. Но на самом деле проведение регулярных тестов и личных исследований на юзабилити не требует таких уж больших затрат, а результаты того стоят.

      Немало людей считают, что юзабилити это своего рода искусство, и им должны заниматься художники. Однако в искусстве создатель делает свое произведение таким, как он его сам видит, через призму своей философии и мировоззрения, тогда как сайт должен ориентироваться на пользователей, на их нужды, интересы и потребности. Это популярное заблуждение распространилось как вирус среди людей и беспощадно наносит массу ущерба. Но юзабилити по своей природе является работой фундаменталистов и практиков. Определенно в этом есть элемент творчества, но каких-то особых навыков или знаний об искусстве не требуется. Многие думают, что превосходный дизайн сайта автоматически способствует повышению юзабилити. Такое мнение ошибочно. Бесспорно то, что интерфейс сайта должен содержать минимальное количество ошибок, должен привлекать внимание пользователей. Но в то же время нужно помнить о том, что идеальный с точки зрения дизайна сайт может оказаться совершенно пустым, неэффективным и бесполезным. Эффективность интернет-ресурса никаким образом не зависит от наличия или отсутствия отличного дизайна.

       Еще одной проблемой может стать слишком буквальное понимание слова «простота» в отношении юзабилити. Простота сайта вовсе не означает, что нужно ориентироваться на глупых пользователей: лепить громадные, уродливые кнопки или писать примитивные тексты. Излишняя простота может наоборот повлечь за собой лишние неудобства. Здесь речь идет о простоте осмысленной. Здесь, как и в любом другом деле важно поддержание баланса.

       Юзабилити – это не свод правил. Конечно же, уже написано немало книг, статей, справочников на эту тему, но вы не можете стать успешным, если вы будете слепо следовать этим правилам и пошаговым инструкциям. Все рекомендации и советы, которые вы можете найти на различных ресурсах, вам нужно учитывать и принимать во внимание, но на их основе вам следует создавать собственные правила, искать собственные пути и лазейки.

       Заходя на ваш сайт, пользователь должен найти ответы примерно на следующие вопросы:

- Куда я попал? Что это за сайт? Что здесь происходит?

- Где мне найти….? В какой раздел мне нужно перейти?

- Этому сайту можно доверять?

- Что мне здесь предлагают? Какие продукты или услуги?

- Как я могу связаться с владельцем сайта?

      Не думайте, что это элементарные вопросы, на которые достаточно легко получить ответы. То, что владельцы и разработчики сайтов думают о своем творении, может в корне отличаться от того, что о нем думают пользователи. Кроме того, список этих вопросов намного длиннее и среди таких на первый взгляд «элементарных» вопросов есть такие, которые до сих пор не учтены, но при этом остаются чрезвычайно важными.


Возврат к списку